Наш сайт начинает серию публикаций о работе детских тренеров в столице. Открывает ее Марат Абянов — заслуженный мастер спорта, чемпион Европы по мини-футболу, который трудится в футбольном клубе «Красногвардеец».
— Для начала – несколько слов о клубе.
— Наши команды не входят в клубную лигу, где «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив»… Конечно, многие папы и мамы стремятся отдать детей именно туда. А в «Красногвардеец», который относится к системе Москомспорта и выступает во второй лиге летнего первенства Москвы, чаще всего попадают ребята, что называется, по месту жительства – из Южного административного округа. Хотя интерес зависит и от результатов выступлений. Например, мальчишки 2011 года рождения, которых я сам набирал, сейчас идут на первом месте. И уже ко мне приходят с предложениями родители, чьи сыновья хотели бы играть в сильных командах.
— При этом роль тренера они как оценивают?
— Те мои коллеги, которые застали еще советскую систему подготовки, в большинстве своем и сейчас остаются подвижниками, то есть работают не столько из-за денег, сравнительно небольших, сколько по призванию. Дети это чувствуют. А так нервов много уходит, особенно при работе на самом трудном начальном этапе, когда игрокам от семи до десяти лет. Если что-то упущено в этот период, дальше неизбежно будет сказываться. Сам с этим столкнулся, когда принял за пару лет до выпуска ребят 2007 года рождения: видно было, что этап начальной подготовки у них прошел некачественно.
Молодым я думал: это ты сам играешь, а не тренер тебя учит. Но вот окунулся в профессию и понял, что без него никуда. Иные родители, прежде чем отдать ребенка в секцию, сначала собирают информацию о том, кто будет с ним работать: может ли дать что-то мальчику не только в спортивном, но и в жизненном плане?
— Иные, но ведь не все…
— Конечно, разные персоны попадаются. Как-то мужчина привел десятилетнего сына весом под центнер. Я отреагировал эмоционально: «Вы с ума сошли? Понимаете, какая нагрузка на сердце? Сначала его сами в порядок приведите». А он подумал, наверное, что тренер его ребенка сразу сделает и худеньким, и легким, и быстрым, и техничным.
Вообще меня часто спрашивают: «Мой сын будет футболистом?» Говорю: «Сейчас это знает только Господь Бог. Я же вам отвечу, когда парню исполнится семнадцать лет». То есть когда организм сформируется. И потом в нашем деле, как в фильме «Кавказская пленница»: желания должны совпадать с возможностями. То есть все дети любят футбол, но не все могут выйти на нужный уровень.
Другая типичная родительская фраза: «Почему мой ребенок не играет, он же не хуже?» У меня на это есть аргумент: «Он и не лучше». Именно тренер считает, кто сегодня достоин выйти в составе, а кто нет. Но надо свою правоту объяснять, доказывать, а если это делать, то конфликтов никогда не будет.
— Можно привести примеры?
— В летнем первенстве Москвы очки, набранные командами, идут в клубный зачет, а есть еще неофициальное зимнее первенство, и там можно дать спокойно всем поиграть, потому что результат не особенно важен. И я говорил родителям: «Сейчас все увидите собственными глазами». На первый тайм ставил основных футболистов, на второй – тех, кого их папы и мамы считали обделенными. И все вторые таймы мы проиграли! Таймы по 30 минут, до перерыва был перевес в два-три мяча, а вышедшие на замену его даже удержать не могли.
Случались и такие просьбы: «Вы поставьте моего мальчика с сильными футболистами, и тогда он тоже будет выигрывать». Приходилось растолковывать: «Да, конечно, команда будет выигрывать, но не благодаря ему. Это он начнет выигрывать благодаря тому, что вокруг него умелые ребята. Но и им будет тяжелее, и мы с вами сразу увидим, где слабое звено».
— А сами мальчишки восприимчивы к подобным разъяснениям?
— С детьми тоже надо уметь разговаривать. Когда-то мне и в клубе, и в сборной России доводилось играть в одной четверке с Константином Еременко. Мы порой оборонялись втроем, это тяжело, конечно, но знали: ты отдашь Косте мяч, и он свои голы нарисует. А если бы бегал назад постоянно, не стал бы таким бомбардиром. То есть наша задача – поменьше пропускать, а его – забивать. И вот сейчас у меня есть игрок такого же плана, лишний раз назад не сбегает. И я объясняю его товарищам: «Вы не можете забивать голы, как он, а парень ведь на благо команды и забивает, и голевые передачи раздает». Да и когда не играет по какой-то причине, ребята сами чувствуют, что лидера нет.
— Кстати, мини-футбольное прошлое насколько полезно сейчас в работе?
— Есть тренеры, которые считают, что работа подошвой с мячом – это только для футзала, для большого футбола не подходит. Понимаю, это пошло с тех пор, когда тренировались и играли на кочковатых полях. Но теперь-то везде газоны ровные! И я, показывая действия подошвой, акцентирую внимание ребят: «Посмотрите, когда захожу с вами играть в квадрат, не делаю ошибок, потому что этой частью стопы удобно укрощать мяч. Следовательно, и не попадаю в водящие».
— Атлетические упражнения практикуются?
— На нашем стадионе на Борисовских прудах тренажерного зала нет, но, когда выезжаем на сборы, я всегда время в тренажерке заказываю. Над прессом обязательно надо работать. Мы в свое время вообще не качались, максимум в распоряжении были тяжелые мячи, ими ауты бросали. И вырастали футболисты, у которых вся сила в ногах, а выше пояса – ничего нет. Сегодня футболист должен быть гармоничным. Говорю: «Посмотрите на Криштиану Роналду — у него два тренера по физподготовке. Он майку снимает – каждая мышца подчеркнута».
— И как, ссылка на знаменитого португальца убеждает?
— Удивительно, но кумиры у нынешних детей – те, кто играет в Медийной лиге. Они всех игроков знают из этой лиги, приходят на матчи 2Drots, за которую многие болеют. Я как-то тренера этой команды Дмитрия Кузнецова попросил, чтобы сфотографировался с моими футболистами. Вообще Медиалига – вещь хорошая, там тоже ребята с футбольным образованием, просто их в свое время не оценили. Но я своих предупреждаю: «Ребята, у вас неправильные ориентиры». Просто эти блогеры умеют себя подать, а мальчишки – они же все в телефонах сидят…
Вел беседу Георгий Морозов.
Фото из личного архива Марата Абянова