Если считать участия в марафонах, то в коллекции 66-летнего сотрудника «Московской областной дирекции по сохранению недвижимых памятников истории и культуры» Александра Мазова их столько, что в среднем получилось бы больше одного за год. Однако все выходы на трассу пришлись на вторую половину жизни.
— Что мешало пробежать 42 километра 195 метров раньше?
— Легкой атлетикой занимался со школьной скамьи, наиболее удавались средние дистанции. В 1981-м, увидев марафонский забег ММММ (Московский международный марафон мира) по олимпийской трассе, загорелся этой идеей. Тренер составил план подготовки, чтобы показать время на уровне двух часов двадцати пяти минут, однако из-за загруженности по работе этот план не выполнил. И как-то к этому делу охладел.
Только спустя четверть века увидел в Праге, как люди бегут эту дистанцию в свое удовольствие, и понял, что я ее тоже пробегу. На свой первый марафон зарегистрировался, купил билет в Чехию, оформил визу и… буквально за пару недель до события сломал руку. Все же прибыл в чешскую столицу, подумал, что выйду на старт, а где-нибудь километров через десять сойду. Но, как было сказано одним из героев к/ф Элема Климова «Спорт, спорт, спорт», каждую дистанцию надо бежать до конца! Финишировал – через пять часов двадцать минут. И далеко не последним! Но рука опухла незнамо как, все-таки в гипсе…
— Нетривиальный дебют, ничего не скажешь!
— Дальше решил целенаправленно тренироваться и в 2007-м пробежал уже ответственно. Это был зимний марафон «Дорога жизни», посвященный снятию блокады Ленинграда, от памятника «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера до мемориала «Цветок жизни» в районе поселка Ржевка. И по своей возрастной группе пробежал довольно-таки удачно, за 3:40,29. Всего участвовал в 76 марафонах, лучший результат – 3:29,38.
— Где это произошло?
— В Москве, в Парке культуры и отдыха, там работал клуб любителей бега «Мир», и устраивали одноименный марафон. Бежали несколько кругов от Крымского моста на Воробьёвы горы до улицы Косыгина и обратно. Считаю, тогда в Москве начался серьезный беговой любительский бум.
— Что способствовало такому подъему?
— Организаторы российских соревнований побывали за рубежом, опыт привезли к нам. И сейчас у нас такие забеги проходят на очень высоком уровне, особенно Московский марафон. В нем я участвовал четыре раза, включая ММММ.
— В призеры когда-нибудь удавалось попасть?
— Однажды в Осиповичах занял третье место в своей возрастной группе, но даже не знал, что за это положены премиальные. Так что уехал и оставил их на развитие белорусского спорта. Обычно в итоговых протоколах находился в «золотой середине», как в общем зачете, так и в своей возрастной группе. Считаю, что бег должен приносить удовлетворение и радость маленьких достижений.
Мне вообще ближе так называемый «Марафонский туризм», чтобы было время посмотреть город. Ездил обычно с друзьями, которые за меня болели, а потом мы все вместе устраивали культурную программу, ходили по музеям. Больше того, мои друзья и супруга стали составлять мне компанию на дистанциях-спутниках к основному старту. Самый дальний выезд, пожалуй, был в Барселону, в одну из олимпийских столиц. Тут надо обязательно сказать про большого энтузиаста марафонского движения у нас в стране Бориса Прокопьева из Зеленограда. Он долгое время был главным редактором журнала «БИМ» (Бег и мы), придумал много фишек, например паспорт участника забегов в олимпийских столицах Европы. То есть пробежал ты в условном Стокгольме – тебе ставится специальная отметка в этом паспорте. Или марафон «В тот же день и в тот же час», когда старт проводится одновременно с олимпийским забегом.
— По какой поверхности удобнее всего проходить трассу?
— По мне, это асфальт – оптимальный вариант. При нынешнем развитии индустрии высокотехнологичных товаров для спорта, в частности кроссовок, получается абсолютно комфортно и безопасно. Производители каждый год придумывают что-то новое в плане подошвы. Сам я бегал в японских Mizuno, с которыми близко познакомился на своем втором пражском марафоне. До соревнований представители компании исследовали строение моей стопы, учли рост и вес, после чего подобрали две-три пары для пробы, и я начал их тестировать на беговой дорожке, а они снимали на видео, как я бегу. В итоге я купил аналогичную модель, две пары – одна беговая, другая для тренировок.
У нас тоже приурочивают к марафонам продажу сопутствующих товаров, тут уже каждый выбирает по своему вкусу и финансовым возможностям.
— До какого возраста реально бегать марафон или хотя бы полумарафон?
— Я после серьезной травмы колена сейчас уже не возьмусь, в нынешнем десятилетии выходил только на десятку или на пятерку.
Например, один из основателей старейшего в России марафона «Дорога жизни», Григорий Иванович Колгашкин, светлая ему память, с 1971 по 2023 год не пропустил ни одного старта этого соревнования! И свою последнюю дистанцию в 1 км пробежал в 91 год! Или его земляк Василий Хлусевич 1945 года рождения до сих пор активно участвует в марафонах. А Тамара Ивановна Щеглова из Череповца свое 91-летие в 2021 году отметила 90 км забегом, каждый день пробегая порядка 10 км. На следующий год в рамках забега «Бег счастья» за один час пробежала 6,55 км. Это рекорд России в своей возрастной группе. Так что все индивидуально.
Вел беседу Георгий МОРОЗОВ.
Фото из личного архива Александра Мазова