Студенческий спорт всегда находился на стыке любительского с профессиональным, и поэтому Алексей Киселёв в мини-футболе успел стать как чемпионом мира среди студентов, так и вице-чемпионом Европы и бронзовым призером чемпионата мира в составе национальной сборной России. А сейчас заслуженный мастер спорта трудится преподавателем на кафедре физического воспитания Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана и делится с нашим сайтом своими наблюдениями.
По балльной системе
— Можно сказать, иду по отцовским стопам: Алексей Иванович Киселёв, дважды серебряный призер Олимпийских игр по боксу, в свое время окончил «Бауманку», тогда еще Московское высшее техническое училище, а затем возглавлял кафедру физического воспитания. Именно при нем здесь совершили знаковый переход, введя для студентов специализацию по видам спорта.
Сейчас обучающиеся в МГТУ обязаны заниматься физкультурой три года, то есть шесть семестров. По результатам медицинского осмотра в вузовской поликлинике студенты делятся на группы здоровья. Между основной и подготовительной нет большой разницы, а вот если дают так называемый спецмед, то надо смотреть конкретно, какие именно сложности со здоровьем. Если не в порядке давление — это проблема. А есть небольшие вопросы по зрению, то обычно дают справку, что футболом заниматься можно. Каждый год учащиеся проходят такой медосмотр, это регистрируется в журнале и в ЭУ — электронном университете. И есть еще те, кому показана адаптивная физкультура, то есть с серьезными ограничениями по здоровью.
Для студентов введена балльная система — за семестр надо набрать 60 баллов. Из них 50 дается за посещаемость, это 25 обязательных посещений. Пропустил по болезни — компенсируешь потом. Также идут начисления за участие в турнирах, за сдачу кафедральных нормативов — бег на 60 метров и на три километра, подтягивание. Плюс тесты по специализации. Для каждого вида спорта и ОФП они разные. На первом курсе сдают плавание — любым способом. Для поступления на военную кафедру нужно дополнительно сдать стометровку.
Преподавателям тоже требуется проходить испытания для повышения квалификации. Слушаем курс лекций, потом по каждой из тринадцати тем сдаем тесты. И в конце большой итоговый тест, содержащий под сотню вопросов.
С мотивацией проблем нет
— В первом семестре первого курса все студенты занимаются ОФП. Исключения составляют только те, кто проходит отбор в сборные команды вуза по различным видам спорта. Со второго семестра студенты могут пройти отбор в секции СПО (спортивно-подготовительного отделения) по боксу, футболу, баскетболу, волейболу, стрельбе. Таких обычно приходит немного. С третьего семестра (со второго курса) жесткого отбора уже нет — если есть свободные места в группах, то принимаем и желающих научиться играть с нуля. Футбольные группы ведем вдвоем с коллегой, их с этого года 23, и все заполнены. В МГТУ прекрасный спорткомплекс с легкоатлетическим манежем, 50-метровым бассейном, игровыми залами, тренажерным залом, залом бокса и единоборств. Для нашего вида спорта есть стадион с двумя полями плюс мини-футбольный манеж.
Все занятия по футболу проходят на улице, независимо от погоды. Зимой поля чистят от снега, проблема возникает если только после оттепели ударит мороз, и тогда газон покрывается наледью. Когда четыре пары подряд в мороз, преподавателю приходится серьезно утепляться. Так ведь и ребята выбирают такие же условия, а не баскетбол или волейбол, там тоже занятия ведут профессиональные тренеры, только в теплом зале, где в раздевалках есть душ и который находится близко к основному зданию. А со стадиона, если физкультура первой парой, потом спешить на занятия пропотевшим не очень комфортно. Последняя пара в этом смысле предпочтительнее.
Но наши футболисты абсолютно мотивированные, все хотят заниматься. Порой спрашивают: «А можно четыре раза в неделю ходить?» Или приходят раньше, чем пара начинается: «Можно мячи взять?» Вообще-то не положено, но размяться позволяю, при условии не бить по воротам. Если кто-то нарушил, будет отжиматься, а то и всю группу подставит: вместо футбола получится занятие по легкой атлетике.
У меня задача, чтобы они все научились играть в футбол. Если бы я не видел результат, было бы неинтересно. Уровень у них разный, курс на курс не приходится. Лучшие играют в первой или во второй сборной вуза, кто-то в местных студенческих футбольных лигах — Бауманской и Измайловской. В мини-футбольной среде есть кадры, которые прошли систему подготовки в екатеринбургской «Синаре» или «Тюмени». И если выбрали поступление в престижный столичный вуз и занятия фундаментальной наукой, это не может не вызывать уважения.
Приходят иногда откровенные ботаники, но никогда не отказываю, если человек с желанием. Четверокурсники, которым уже баллы собирать не надо, просятся с нами побегать, я тоже не против, при условии прохождения медосмотра.
Когда на поле нечетное количество игроков, сам выхожу. Для студентов стимул — с тренером побороться. Говорю им полушутя, полусерьезно: «Ребята, ловите момент, когда еще что-то показать могу. Скоро буду только рассказывать».
Факультеты светлых голов
— Я парням объясняю: «Профессионалами вы не станете, время упущено. Но футбол может помочь в решении жизненных проблем, в строительстве карьеры. Среди руководителей разного уровня процентов 90 играют в футбол, и если вы с ними найдете общий язык на поле, то легче будет находить и в работе».
Мне всегда было интересно, почему одни воспринимают сказанное, а другие нет, ведь практически у всех бауманцев головы светлые. Здесь они опережают обычных футболистов, хотя те натасканы тактически. Даю студентам такой тест: надо угадать задуманное в определенном промежутке число за наименьшее количество попыток по принципу «горячо-холодно». Бывают тугодумы, но это от того, что просто волнуются. А так, у ребят показатели по сравнению со второй лигой былых времен, через которую я сам проходил, в два раза лучше.
Конечно, многое зависит от координации — она либо есть, либо нет. Обрабатывать мяч пытаются все. Почти все понимают, когда надо отдать пас, только исполнить не могут. Но вот пример. Провели турнир с участием студентов всех факультетов, но без тех, кто играет за сборные МГТУ. Если на каком-то факультете футболистов не хватало, объединили с другим, всего получилось восемь команд. И мальчик, который у меня, начав практически с нуля, всего три семестра занимался, стал лучшим защитником турнира, ибо все правильно делал (у него, кстати, один из лучших показателей в тесте был). Знал, что не умеет обыгрывать, поэтому просто принимал и отдавал мяч, практически не обрезал, в борьбу вступал по-мужски. Так что сложнее всегда с теми, кто думает, будто он умеет играть.
Не забывая про зону риска
— С группами я занимаюсь три года, прежде в Университете печати или на журфаке МГУ тренировал сборные, но это совсем другая нагрузка и ответственность. Проблема в том, что с каждым годом у абитуриентов показатели здоровья все слабее и слабее. Все преподаватели это отмечают. И студенты многие с удовольствием получают спецмед, потому что там не надо напрягаться при сдаче тестов в конце каждого семестра.
А студенты основной и подготовительной групп здоровья для того, чтобы получить баллы за кафедральные тесты, должны прилично упереться, особенно в беге на три километра. Да и тесты по специализации на ОФП, например, очень сложные — там и отжимания, и приседания за минуту…
Вообще, на физкультурно-оздоровительном факультете можно столкнуться с уголовной ответственностью, если что случится. Поэтому прохождение студентами медосмотров или диспансеризаций контролируем, за требованиями по охране труда следим, документацию ведем. Преподавание физкультуры, можно сказать, в зоне риска, потому как ребята нагружаются, порой кому-то плохо становилось на занятиях. Да и травмы различные у нас на занятиях футболом случаются, когда в азарте даже слабо играющие и не идеально координированные вперед несутся…
Записал Георгий Морозов.
Фото VK.COM/BMSTU1830, VK.COM/BAUMAN_LEAGUE и из личного архива Алексея Киселёва.
#start-mp.ru