Начиная на нашем сайте серию публикаций о работе детских тренеров, мы предоставляли слово специалистам из государственных школ. Теперь пришел черед обратиться и к их коллегам из коммерческих — таких, например, как «Лига фигурного катания». Свое мнение высказывает тренер по фигурному катанию и хореограф-постановщик ледовых программ Наташа Файнберг.
Когда все время — рабочее
— Два типа школ существуют в параллельном мире?
— Соревнования у нас общие, но организация процесса абсолютно разная. Развитие идет в условиях острой конкуренции, и при этом, как отмечают специалисты из других городов, она в столице выше, чем где-либо. «Лига фигурного катания» — одна из ведущих коммерческих школ в Москве и по результатам, и по охвату учеников, потому как у нас много мастер-классов, много поездок на сборы и соревнования.
— За счет чего можно добиться преимущества?
— Например, мы можем составлять такое расписание для спортсменов, какое удобно им. В государственных школах ни тренер, ни родители не имеют возможности согласовывать расписание, их просто ставят перед фактом, исходя из наличия свободного льда, залов. И каждый должен под это подстраиваться, разруливая свои дела. В коммерческой школе выкупают лед в самое удобное время для детей — после занятий в общеобразовательной школе и после обеда. Это самое дорогое время, и в государственных школах подобные расходы не могут себе позволить.
— То есть, как пелось в известной песне, «все дело в цене на билет?»
— Не только. У нас каждый спортсмен развивается соотносительно с собственными желаниями и целями. И если поставлены какие-то задачи тренерскому составу, мы просто обязаны делать все, чтобы они были воплощены в жизнь. Загрузка, как мы говорим, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ведь деятельность связана не только с тем, чтобы приехать на каток и провести тренировку. Есть огромное количество иных задач, например, собрать документы на спортсмена, вовремя их куда-то отвезти…
По сути, у тренеров все время — рабочее. Если ты выпадаешь на день, на два и тем более на неделю, то просто не сможешь удерживать определенный уровень качества. И ученики уйдут в другую коммерческую школу.
— Насколько часты подобные переходы?
— Сейчас все происходит так, что спортсмены за время своей карьеры успевают много где побывать, на одном месте долго не сидят. Родители увиденное на соревнованиях сопоставляют: «У нас вот так катаются, а у них — вот этак. В той школе тренеры приветливы, а в этой не настолько». Мамы и папы очень любят красиво одеть ребенка, и тоже возникает конкуренция — где красивее форма. Буквально все имеет значение.
В общем, сопоставляют и рано или поздно принимают решение: «Наверно, где-то в другом месте будет лучше». Действительно, дальше много сценариев для развития, конкуренция высокая, поэтому переманивают спортсменов регулярно.
Мальчики в дефиците
— А внутри конкретной школы ребенок обычно занимается у одного и того же специалиста?
— В этом тоже важное отличие разных систем. В некоторых, если ты взял спортсмена в любом возрасте, хоть в три года, хоть постарше, дальше он твой. То есть ты можешь вести группу спортсменов разных возрастов, и все они твои. Во многих школах устроено иначе. Один тренер ведет малышей, потом через два года они переходят к другому, еще через два года — к третьему. И у каждого из этих специалистов есть свои плюсы и минусы.
— Каких родителей больше — кто хочет видеть своего отпрыска олимпийским чемпионом или же кто приводит его на каток просто для общего развития?
— Здесь очень интересный баланс. Действительно, часто родители приходят со словами: «Мы не хотим вырастить олимпийского чемпиона, нам это все для здоровья, для души». Но именно они оказываются потом людьми, которые все усилия вкладывают в то, чтобы их сын или дочь был лучшими, лидерами, победителями. И наоборот, есть семьи, где не готовы сто процентов ресурсов отдавать на спорт, но хотят феноменальных результатов. На практике встречаются и те, и другие.
— Сами-то юные фигуристы насколько мотивированы?
— По-настоящему талантливы единицы, у кого все получается. И они, конечно, задумываются над тем, зачем они здесь. Какой прыжок необходимо освоить в ближайшее время, сколько оборотов сделать во вращении, какие баллы получить на стартах — прямо четко знают. Если вдруг что-то не складывается, для них это большая беда, и они сильно переживают. Подавляющее же большинство детей стремится просто провести время. Пообщаться, какие-то подарочки получить: у нас мотивационная система, дарим всякие наклейки, кристаллики.
— Я правильно понимаю, что абсолютно все начинают с одиночного катания?
— Да, а в подростковом возрасте после защиты спортивного разряда можно перейти в парное или в спортивные танцы. Организм должен сформироваться, ведь если поставить в пару девочку с мальчиком в шесть-семь лет, то это нерационально и даже небезопасно, потому что здесь слишком сложные координационные вещи. Хотя этот возраст смещается все ниже и ниже.
— Что служит причиной для перехода в другой вид фигурного катания?
— Переход из одиночного катания в пару или в танцы — очень тонкий момент, потому что для ребенка это абсолютно иная стезя. В одних случаях тренеры с родителями видят предрасположенность к тому, что может понадобиться в другом виде фигурного катания. Или же — а такие случаи бывают довольно часто, — выясняется, что ребенок плохо прыгает. Недостаточно данных для этого, но при этом способен неплохо кататься. Тогда он может попробовать уйти в танцы, где есть только катание, вращения и поддержки. Но вообще пару или танцевальный дуэт составить довольно трудно, ибо мальчиков гораздо меньше, чем девочек.
Не повторить других на конвейере
— Исторически фигурное катание – не только техничность, но и артистичность. Как воспитывать у детей вторую составляющую?
— У меня образование еще и хореографа, поэтому занимаюсь выбором музыки, постановкой программ. Не только я одна в нашей школе, разумеется, больше со своими спортсменами работаю. С родителями всегда обсуждаем костюмы, чтобы они соответствовали образам, правилам, могли удивить, привнести какую-то идею.
— Мнение самого фигуриста при этом что-то значит?
— Часто ребенок говорит: «Хочу вот это», и получается очень удачно. А иногда настаивает на катании под «Холодное сердце», а таких «Холодных сердец» просто пруд пруди, и в принципе любой тренер понимает, что под это не нужно ставить. Есть коллеги, которые исходят из того, что лишь бы нравилось ребенку, пусть это даже не лучший выбор. Но вот будет ему нравиться, и он будет стараться, потому что выступает под любимую музыку.
— Что выигрышнее — редкие мелодии или проверенные временем вещи?
— Лично я люблю пытаться создавать что-то свежее, чтобы цепляло и не повторяло других Это очень трудно, ведь мы как бы на конвейере работаем, ибо спортсменов много, программ много, соревнований много. Многие же предпочитают обращаться к более классическому материалу — «Лебединому озеру», «Кармен», мюзиклам «Призрак оперы», «Кошки». К тому, что на слуху и непременно привлечет внимание.
Однако ты можешь придумать что-то новое, а оно окажется провальным. А можешь отдать предпочтение классике, думая о фундаментальности, но опять же нет гарантии успеха. Всегда решает то, насколько это уместно для конкретного случая.
— Показательные выступления у ваших подопечных бывают?
— Только на тех стартах, где роль играет медийность. Например, детский проект «Битва школ». Здесь могут быть показательные выступления, потому что они транслируются по телевидению. Там нет правил, которых нужно придерживаться, и можно прокатать расслабленно, от души, с любовью, не думая о «математике». А соревнования, на которых дети получают разряды, идут строго по таймингу, там никаких развлечений.
— И напоследок — кто из фигуристов сейчас у детей в кумирах?
— Конкретного №1 нет, есть несколько — Камила Валиева, Евгения Медведева. Александра Трусова (Игнатова), Анна Щербакова. Дети выбирают кого-то среди них, все внимание исключительно на российских звезд, и на это есть две причины. С одной стороны, влияет нынешняя ситуация в фигурном катании. А с другой, мы же близко общаемся с ними, они приходят к нам на новогоднее шоу, устраивают автограф-сессию, участвуют в церемонии награждения. Дети выбирают этих кумиров, потому что с ними могут соприкоснуться.
Вел беседу Георгий Морозов.
Фото из личного архива Наташи Файнберг
#start-mp.ru